Винтокрылый летательный аппарат — летательный аппарат, у которого подъёмная сила создаётся одним или несколькими несущими винтами (иногда, кроме того, крылом), а пропульсивная сила — несущими винтами и специальными движителями (воздушными винтами или реактивными двигателями). К В. л. а. относятся автожиры, вертолёты, винтокрылы и преобразуемые аппараты (см. рис.). Главное достоинство В. л. а. — способность выполнять вертикальный взлёт и посадку, при этом В. л. а. с приводом мощности на несущий винт могут неподвижно висеть в воздухе. При отказе двигателей В. л. а., как правило, могут совершать посадку на режиме авторотации.
До начала XX в. работы над В. л. а. и самолетами шли параллельно. Вслед за полётами самолёта братьев Райт (1903) совершил первый взлёт вертолёт (Л. и Ж. Бреге и Ш. Рише, 1907). В 1923 был создан автожир (Х. Сиерва, который конструктивно значительно проще вертолёта. Опыт, накопленный при строительстве автожиров, позволил приступить в 30?х гг. к созданию работоспособных вертолетов.
Срыв потока и вредное влияние сжимаемости на лопастях несущего винта ограничивают скорость вертолёта, поэтому начиная с 50?х гг. предпринимаются многочисленные попытки создания В. л. а., новых типов, обладающих большей скоростью и дальностью полёта.
Первыми В. л. а. нового типа были комбинированные вертолёты-винтокрылы, не нашедшие широкого применения из-за малой весовой отдачи. Более перспективными оказались преобразуемые аппараты (конвертопланы). Созданы экспериментальные варианты таких машин, а в 80?х гг. начата разработка серийных образцов. Выполнены также проектные проработки некоторых других типов В. л. а. (с останавливающимся в полёте винтом-крылом, с убирающимся винтом и др.). К особому типу В. л. а. относятся летающие платформы строившиеся в 50—60?х гг.

Метки:,