Бомбардировщик — боевой самолёт, предназначенный для поражения авиационными бомбами (торпедами) наземных (подземных) или надводных (подводных) целей; является основной ударной силой военно-воздушных сил. Б. может нести бомбы различных калибров (как обычные, так и ядерные) внутри фюзеляжа в бомбовых отсеках и на наружных подвесках под крылом и фюзеляжем, а также управляемые ракеты класса «воздух—поверхность».
Аэродинамическая схема современного Б. — моноплан со свободно несущим крылом трапециевидной формы для дозвуков самолётов, стреловидной — для околозвуковых, стреловидной или треугольной — для сверхзвуковых. Находят применение схемы «летающее крыло». Для Б. характерно высокое аэродинамическое качество, необходимое для достижения большой дальности полёта.
К особенностям конструкции Б. относятся: наличие в фюзеляже больших отсеков, в которых устанавливаются держатели бомбардировочного вооружения, поворотные платформы или другие устройства для крепления и запуска ракет; большой объём баков, баков-отсеков для размещения топлива, масса которого составляет 40—60% взлётной массы самолёта; значительные по размерам герметичные кабины для размещения экипажа, состоящего из 4—10 человек (первый и второй пилоты, штурман, операторы, стрелки, борттехники или бортинженеры); применение радиопоглощающих материалов для уменьшения радиолокационной контрастности самолёта и снижения дальности его обнаружения радиолокационными системами ПВО; наличие систем, обеспечивающих возможность пополнения запасов топлива в полете с самолёта-заправщика; многодвигательные силовые установки. Бомбардировочное и ракетное вооружение, лётно-тактические данные, бортовые комплексы оборонительного вооружения, навигационного и радиоэлектронного оборудования Б. обеспечивают преодоление системы противовоздушной оборон противника при полете к цели, точный выход на цель и поражение цели бомбами или ракетами при любых метеорологических условиях, в любое время года и суток.
При полёте к цели Б. использует высоты от предельно малых (менее 200 м) до стратосферных (более 12 км), скорости полёта от дозвуковых до вдвое (и более) превышающих скорость звука, а также маршруты, удалённые от активных зон противовоздушной обороны. Система самозащиты Б. включает: средства автоматизированного противодействия радиолокационной станции управления управляемыми ракетами классов «поверхность — воздух» и «воздух — воздух», системам управления огнём зенитной артиллерии и радиолокационных станций систем дальнего обнаружения и наведения; инфракрасные ловушки, отвлекающие на себя управляем ракеты классов «поверхность — воздух» и «воздух — воздух» с инфракрасными системами самонаведения; автоматы сброса дипольных отражателей для создания пассивных помех радиолокационным станциям наведения; системы оповещения экипажа об угрозе из задней и боковых полусфер; бортовое стрелково-пушечное вооружение, а также систему защиты от поражающих факторов ядерного оружия.
Выдерживание заданного (запрограммированного) маршрута полёта, точный выход на цель (или в район пуска ракет), обнаружение цели, прицеливание и бомбометание (или запуск ракет и их наведение на цель) осуществляются бортовыми комплексами специального и радиоэлектронного оборудования, включающего одну или несколько бортовых электронно-вычислительных машин. Тот же комплекс оборудования обеспечивает возвращение на аэродром и посадку.
Б. делятся на тактические (фронтовые) и стратегические (дальние и межконтинентальные) . Фронтовые Б. поражают цели в оперативно-тактической глубине фронта, обычно за пределами досягаемости истребителей-бомбардировщиков, стратегические — в пределах одного или несколько театров военных действий. Для увеличения дальности полёта стратегические Б. используют одно- или многоразовую заправку топливом в полёте. Межконтинентальные Б. могут поражать цели практически в любой точке земного шара. Для поражения целей с пикирования предназначается пикирующий бомбардировщик.
Историческая справка. Б. как тип боевого самолёта сформировался в период Первой мировой войны. Первым Б. был самолёт «Илья Муромец», созданный в 1913. Бомбы подвешивались как внутри, вертикально вдоль бортов фюзеляжа, так и снаружи. Для сброса бомб был создан специальный электросбрасыватель (1916). Оборонительное вооружение состояло из восьми пулемётов. Позднее Б. были созданы также в других странах: Кодрон G.4, Бреге Bre 14, Вуазен VIII во Франции, Де Хэвилленд D.H.4, Хэндли Пейдж 0/400 в Великобритании, Гота G-5 в Германии, Капрони Ca.30 и Ca.42 в Италии и др.
В период Второй мировой войны Б. являлись основной ударной силой военно-воздушных сил воюющих стран. Наиболее известными в СССР были фронтовые Б. Пе-2, Ту-2 дальние — Ил-4 и Пе-8; в Германии — Юнкерс Ju-88; в Великобритании — Хэндли Пейдж «Галифакс» и Авро «Ланкастер»; в США— Конвэр В-24 «Либерейтор», Норт Американ В-25 «Митчелл», Боинг В-17 и В-29.
С появлением ядерного оружия происходило интенсивное развитие Б. как его носителя. На Б. нашли применение газотурбинные двигатели (турбовинтовые двигатели и турбореактивные двигатели). Скорости и дальности полётов возросли. В 50—80?х гг. бомбардировочная авиация включала: Ил-28, Ту-16, Ту-95, М-4, 3М, Ту-22, Ту-22М, Су-24, Ту-160 (СССР), Боинг В-47 и В-52, Конвэр В-58, Дженерал дайнемикс FB-111, Рокуэлл В-1В (США), Инглиш электрик «Канберра», Виккерс «Вэлиант», Авро «Вулкан», Хэндлн Пейдж «Виктор» (Великобритания), Дассо «Мираж» IV (Франция).
Оставить комментарий
Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.