Вентилятор (латинское ventilator, буквально — веяльщик, от ventilo — вею, махаю, дую) турбореактивного двухконтурного двигателя — часть компрессора турбореактивного двухконтурного двигателя работающая обычно на оба контура. В зависимости от степени двухконтурности двигателя В. может быть одно- или многоступенчатым. Одноступенчатый В. применяется на двухконтурных двигателях с большой степенью двухконтурности, предназначенных для дозвуковых пассажирских и транспортных самолётов; оптимальная степень повышения давления В. при этом лежит в пределах {{?}}0 = 1,2—1,7. Для снижения уровня шума В. изготовляется без входного направляющего аппарата, а выходной направляющий аппарат отодвигается от рабочего колеса на значительное расстояние. Для уменьшения веса и миделевого сечения В. выполняется с втулками относительно малого диаметра (отношение диаметра втулки на входе в колесо к диаметру колеса 0,3—0,4) и рабочими лопатками большого удлинения (отношение высоты лопатки к её хорде 3,5—4,5), имеющими антивибрационные полки. Лопатки выходного направляющего аппарата обтекаются дозвуковым потоком, а лопатки рабочего колеса — до- или сверхзвуковым потоком. Переход к сверхзвуковым скоростям обтекания позволяет увеличить частоту вращения ротора и соответственно уменьшить число ступеней турбины, приводящей В.
Многоступенчатый В. используется на двигателях с малой степенью двухконтурности, предназначенных для самолётов со сверхзвуковой скоростью полёта. В зависимости от степени двухконтурности он обеспечивает {{?}}в = 3—5. На первых образцах двигателей такого типа применялись многоступенчатые В. с малыми окружными скоростями, лопатки которых обтекались дозвуковым потоком. В последующем в качестве первых ступеней стали использоваться ступени, манатки рабочих колёс которых обтекались сверхзвукым потоком, что позволило увеличить окружные скорости, уменьшить число ступеней В. и его массу.
Оставить комментарий
Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.