вертолёт-кран — вертолёт, оборудованный системой внешней подвески для подъёмно-транспортных и монтажных работ. Применяется также для транспортных перевозок. В качестве В.-к. используются как специально спроектированные вертолёты, так и обычные многоцелевые, имеющие внешнюю подвеску. Преимущества транспортировки грузов на внешней подвеске — значительное сокращение времени на операцию погрузки (выгрузки) и возможность перевозить грузы больших габаритов. Однако скорость полёта может быть ограничена вследствие раскачки груза, что требует устройств стабилизации для грузов с большой парусностью.
Специализированный В.-к. имеет дополнительную подфюзеляжную кабину, позволяющую лётчику-оператору управлять вертолётом, находясь лицом к грузу. У такого В.-к. отсутствует крупногабаритная грузовая кабина, что позволяет получить большую грузоподъемность. В случае использования в качестве В. -к. обычного транспортного вертолёта для улучшения обзора устанавливают выпуклые блистеры, зеркала заднего обзора, телевизоры в хвостовой части вертолёта и другие приспособления, облегчающие монтажные работы.
Шасси специализированного В.-к., перевозящего груз на подвеске, может быть обычным, рассчитанным только на массу В. без груза (например, Ми-10К). Высокое шасси дает возможность вертолёту наруливать на груз и жёстко крепить груз к шасси, что позволяет взлетать с использованием воздушной подушки и с разбегом (например Ми-10). Для перевозки мелких грузов применяются специально подвешиваемые платформы. Внешняя подвеска оборудована электрической системой отцепления груза и всей внешней подвески. Система автоматического управления В.-к. обеспечивает висение над заданной точкой и гашение колебаний груза на внешней подвеске. Так как с увеличением грузоподъёмности В.-к. возрастают нагрузка на сметаемую поверхность винта и соответственно скорость воздушного потока от винта, для монтажных работ с тяжёлыми грузами должна предусматриваться -технология, исключающая необходимость нахождения людей вблизи груза под вертолётом.
Серийные одновинтовые В.-к. были созданы в СССР (Ми-10, 1960; Ми-10К, 1965) и в США на фирме «Сикорский» (S-60, 1959; S-64, 1962). В качестве В.-к. могут использоваться отечественные серийные вертолёты Ми-6, Ми-8. Ми-26, Ка-26. Ка-32.
Вертолётный монтаж особенно эффективен при реконструкции действующих предприятий в стеснённых условиях на насыщенной сооружениями территории, а также в труднодоступной местности. Вертолётный монтаж (см. рис.) обеспечивает ускорение сроков производства работ, увеличение производительности труда в 3—10 раз и снижение трудозатрат в 1,5—3 раза.
Оставить комментарий
Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.