Корабельный летательный аппарат — летательный аппарат, базирующийся на авианесущих кораблях. К. л. а. предназначен для перевозки техники и грузов между кораблем и берегом, спасения терпящих бедствие, поражения воздушных надводных и наземных целей, поиска и уничтожения подводных лодок, высадки и поддержки десантов, разведки и целеуказания, радиопротиводействия и т. п. К. л. а. по конструкции в основном подобны соответствующим летательным аппаратам сухопутного базирования. Особенности конструкции К. л. а. обусловлены требованиями совместимости установленных на летательном аппарате и на корабле радиоэлектронных и радиотехнических комплексов, обеспечения взлёта и посадки на палубу и размещения требуемого числа летательных аппаратов на корабле.
Корабельные самолёты по типу взлёта классифицируются на самолёты катапультного, короткого (или трамплинного) и вертикального взлёта.
Самолёт катапультного взлёта выполняет взлёт с помощью катапульты взлётной, обеспечивающей на небольшой дистанции разгон самолёта до требуемой скорости, а посадку совершает с помощью аэрофинишёра, для чего оборудуется тормозным крюком. Эти самолёты (по сравнению с самолётами сухопутного базирования) имеют усиленную носовую стойку шасси, увеличенный ход амортизационных стоек основных опор шасси, относительно короткий фюзеляж, улучшенный обзор из кабины лётчика. Их масса достигает 35 т.
Корабельные самолёты короткого или трамплинного взлёта осуществляют взлёт с разбегом по палубе или с помощью трамплина. Выполнять короткий взлёт без трамплина способны самолёты с подъёмными двигателями и (или) подъёмно-маршевыми двигателями (в том числе корабельные самолёты вертикального взлёта и посадки), а взлетать с трамплина могут и самолёты с обычными силовыми установками (при большой тяговооружённости). Посадка в зависимости от типа самолёта может быть вертикальной с коротким пробегом или с использованием аэрофинишёра. Корабельные самолёты всех типов имеют складывающиеся консоли крыльев для уменьшения их размеров с целью размещения возможно большего числа их на авианесущем корабле.
Корабельные самолёты появились благодаря опытам полётов оборудованых колёсами самолётов с палуб кораблей в 1910—1911. Первый взлёт самолёта с палубы корабля был выполнен 14 ноября 1910 американским лётчиком Ю. Эли с крейсера «Бирмингем»; он же осуществил первую посадку самолёта на палубу крейсера «Пенсильвания» 18 января 1911. В то же время создавались гидросамолёты, приспособленные к взлёту с палубы при помощи катапульты. Посадка осуществлялась на воду вблизи корабля, после чего самолёт поднимали на палубу. Во время Первой мировой войны в русских и английских флотах успешно использовались гидросамолёты такого типа. В 30—40?х гг. на вооружение крейсеров и некоторых линкоров советских и иностранных флотов поступили лёгкие гидросамолёты, предназначенные для разведки и корректировки артиллерийский огня, взлетавшие с палуб с помощью катапульт.
С увеличением скорости полёта самолётов и улучшением другие лётных характеристик оказалось, что колёсные самолёты более эффективны. Они и стали основн типом корабельных самолётов. В период Второй мировой войны корабельные самолёты (истребители, торпедоносцы, бомбардировщики) имели поршневые двигатели. Скорость их полёта достигала 700 км/ч, практический потолок 12 км, дальность полёта 2000 км. В послевоенный период появились реактивные корабельные самолёты: истребители, штурмовики, бомбардировщики, противолодочные, радиолокационного дозора, радиопротиводействия. Корабельные самолёты начала 90?х гг. имеют скорость полёта более 2500 км/ч, практический потолок до 22 км, дальность полёта до 5500 км.
Корабельные вертолёты по принципу работы и внешнему облику подобны вертолётам сухопутного базирования, но в отличие от них имеют складывающиеся лопасти несущего винта, швартовочные узлы, шасси повышеной прочности, способные выдержать нагрузки при посадке на качающуюся палубу.

Метки:,