Су — марка самолётов, созданных в ОКБ, возглавлявшемся П. О. Сухим (см. Машиностроительный завод имени П. О. Сухого).
Самолёты, созданные под руководством его преемников, имеют также марку Су . ОКБ специализировалось по трём основным направлениям: штурмовики и фронтовые истребители;, истребители-перехватчики; бомбардировщики различных типов. В семействе самолётов Су имело место повторение обозначений. Так, например, в первом поколении советских реактивных самолётов были созданные в 1945—1949 опытные и экспериментальные Су-9, Су-11, Су-15, Су-17. И в ряду более поздних серийных сверхзвуковых самолётов снова были образцы с теми же обозначениями.
Развитие ОКБ началось с разработки двухместного (лётчик и штурман, он же стрелок и радист) многоцелевого самолёта с убирающимся шасси в вариантах ближнего бомбардировщика, штурмовика, разведчика и корректировщика артогня. Опытный экземпляр самолёта под названием «Иванов» (АНТ-51) построен в 1937. Это моноплан цельнометаллической конструкции с поршневым двигателем М-62, двухлопастным металлическим воздушным винтом ВИШ-6. Бомбовая нагрузка 200 кг, стрелковое вооружение — четыре-шесть пулемётов ШКАС. В 1939 самолёт модифицирован под более мощный двигатель М-87А с трёхлопастным винтом ВИШ-23; получил название ББ-1 (ближний бомбардировщик) и в варианте смешанной конструкции (деревянно-металлической) запущен в серийное производство. В процессе серийного выпуска на самолёте (получившем в 1940 обозначение Су-2) установлен двигатель М-88Б, а с 1941 — М-82 . При нормальной взлётной массе вся бомбовая нагрузка (до 400 кг) размещалась в фюзеляжном бомбоотсеке на кассетных держателях, а не на наружной подвеске, что улучшало аэродинамику самолёта. Эта компоновка неоднократно использовалась и в дальнейшем. Часть самолётов была снабжена восемью держателями для подвески реактивных снарядов (РС-82 или PC-132). Стрелковое вооружение состояло из шести пулеметов ШКАС: четырёх неподвижных крыльевых, одного на вращающейся турельной установке и одного на подвижной (нижней) люковой пулемётной установке. Конструкция серийных самолётов смешанная: двухлонжеронное крыло, центроплан и горизонтальное оперение цельнометаллические; фюзеляж и киль деревянные с несущей обшивкой из шпона. Топливные баки сварные с протектированием. Особое внимание уделено удобству работы лётчика и штурмана (просторные обогреваемые кабины с хорошим обзором, дублированное ручное и ножное управление самолётом и двигателем). В конструкции широко использованы стандартные профили открытого типа и детали, изготовленные горячей штамповкой или литьём; при изготовлении отдельных агрегатов применён плазово-шаблонный метод. Это позволило повысить степень механизации производственных процессов, что важно при решении проблем создания массового самолёта. Все серийные модификации самолёта Су-2 (выпускался до середины 1942) принимали участие в боевых операциях начального периода Великой Отечественной войны, а на отдельных фронтах — до конца 1944, показав высокую живучесть даже при сильном поражении зенитным огнём. В память об участии в боевых операциях на Волге макет самолёта Су-2 установлен в музее-панораме «Сталинградская битва» в Волгограде.
Развивая идею специализированного самолёта непосредственной поддержки войск на поле боя, ОКБ создаёт в 1941 опытный одноместный бронированный штурмовик Су-6 (СА) с поршневым двигателем воздушного охлаждения. Вооружение — до 400 кг бомб в бомбоотсеке за кабиной лётчика; в крыле — четыре пулемёта ШКАС и две пушки ВЯ, под крылом — до 10 ракетных снарядов (РС-82 или РС-132). В 1942, учитывая опыт боевого применения Ил-2, самолёт был переоборудован в двухместный Су-6 (С-2А) с кабиной стрелка, оснащённой крупнокалиберным пулемётом УБ (УБТ) для защиты задней полусферы. Двигатель — М-71Ф. Этот самолёт — свободнонесущий моноплан с низкорасположенным крылом и убирающимся шасси. Крыло состояло из цельнометаллического центроплана и двух отъёмных деревянных с металлическими лонжеронами консолей. Стабилизатор цельнометаллический, киль и хвостовая часть фюзеляжа деревянные с обшивкой из шпона. Все жизненно важные элементы самолёта защищены бронёй, почти всё управление дублированное (для повышения боевой живучести). Пушки заменены более мощными (НС-37), бомбы (до 200 кг) располагались по бортам около кабины стрелка в контейнерах «навалом», что значительно ускоряло предполётную подготовку самолёта. Для улучшения манёвренных характеристик крыло снабжено автоматическими предкрылками. В итоге самолёт получился достаточно лёгким, отличался высокими характеристиками по скорости, скороподъёмности, дальности полёта, имел хорошую защиту экипажа. Так как выпуск двигателя М-71Ф налажен не был, Су-6 (С-2А) пришлось переоборудовать под более тяжёлый двигатель АМ-42 с четырёхлопастным винтом, что потребовало установки цельнометаллического крыла увеличенной площади без предкрылков. Для защиты двигателя и кабины экипажа применён бронекорпус, включённый в силовую схему фюзеляжа. Самолёт серийно не строился, так как к этому времени прошёл испытания штурмовик Ил-10.
Су-8 — двухместный бронированный штурмовик с двумя поршневыми двигателями М-71Ф, созданный для обеспечения наступательных операций наземных войск, действовавших на больших удалениях от аэродромов, а также для разрушения коммуникаций противника в глубоком тылу. Конструкция самолёта смешанная: центроплан цельнометаллический, консоли крыла деревянные с металлическими лонжероном и стенками; оперение из дуралюмина; хвостовая часть фюзеляжа деревянная, средняя — из дуралюмина, носовая — целиком из броневой стали. Броня защищала от огня крупнокалиберного оружия экипаж, двигатели, бензо- и маслобаки. По мощности стрелкового (восемь пулемётов ШКАС и один УБ, две пушки НС-45) и бомбардировочного (600—1400 кг бомб и 10 реактивных снарядов) вооружения самолёт не имел себе равных. Он прошёл заводские и государственные испытания, но серийно не строился.
Су-9 — опытный фронтовой истребитель цельнометаллической конструкции с двумя турбореактивными двигателями РД-10 в гондолах под крылом — первый реактивный самолёт ОКБ. Создан в 1946. Фюзеляж полумонококовой конструкции; кабина бронированная, снабжена катапультным креслом, разработанным в ОКБ. Управляемый (переставной) стабилизатор закреплён на киле. Крыло однолонжеронное трапециевидной формы. Протектированные баки (впереди и за кабиной) мягкой конструкции. Самолёт имел мощное пушечное (одну пушку Н-37 и две НС-23) и бомбардировочное (500 кг бомб) вооружение. При создании Су-9 решены некоторые проблемы, возникшие с появлением реактивных скоростных самолётов: отработана установка сбрасываемых стартовых пороховых ускорителей, сокративших длину разбега на 45—50%, применён посадочный тормозной парашют (длина пробега сокращена на 30%) и т. д. В процессе испытаний выявлены большие нагрузки на ручку управления лётчика на околозвуковых скоростях, для уменьшения которых впервые в практике отечественного самолётостроения спроектированы, построены и установлены рулевые приводы элеронов и руля высоты. Крыло самолёта снабжено механизацией, состоявшей из закрылков и тормозных щитков оригинальной конструкции (из двух половин), которые при отклонении в разные стороны работали в режиме воздушных тормозов, при отклонении вниз нижней половины — в режиме посадочного щитка.
Су-11 — модификация Су-9 под более мощные двигатели ТР-1 для повышения максимальной скорости. Создан в 1947. Изменены профиль и форма крыла, щитки заменены выдвижными закрылками, гондолы подняты до хорды крыла. Лётные данные Су-9 и Су-11 оказались близкими; серийно не строились.
Су-17 — экспериментальный самолёт с турбореактивным двигателем АЛ-3 и отделяемой носовой частью фюзеляжа с герметичной кабиной (отделение производилось пороховой катапультой, стабилизация — парашютным устройством). Установлено сиденье с изменяемой с перегрузкой конфигурацией; катапультирование из неотделяемой кабины — с перегрузкой 18, а из отделённой, свободнопадающей — с перегрузкой 5—6. Су-17 — цельнометаллический среднеплан с однолонжеронным крылом большой стреловидности. Фюзеляж полумонококовой конструкции, стабилизатор крепился на киле. Самолёт, построенный в 1949, предназначался для исследования особенностей полёта на околозвуковых скоростях и стал прототипом фронтового истребителя. Лётные испытания не проводились.
Су-7 — одноместный фронтовой реактивный истребитель с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф — первый серийный сверхзвуковой самолёт ОКБ. Су-7 — цельнометаллический среднеплан со стреловидным однолонжеронным крылом с подкосной балкой. Оперение однокилевое, стреловидное; стабилизатор цельно-поворотный. Фюзеляж типа полумонокок из дуралюмина и стали (основные конструктивные элементы). Воздухозаборник регулируемый. Кабина лётчика герметичная, снабжена катапультиым креслом; лобовая броня прозрачная (толщина 105 мм), передняя стенка из стальной бронеплиты (толщина 8 мм). Управление стабилизатором, рулём направления и элеронами с помощью гидроусилителей по необратимой схеме; надёжность обеспечена наличием независимых систем питания гидроусилителей — основной и дублирующей. Вооружение — две пушки НР-30, 16 реактивных снарядов, бомбы (до 1 т).
Су-7Б — модификация Су-7 (фронтовой истребитель-бомбардировщик с турбореактивным двигателем АЛ-7Ф-1). Увеличено количество топлива, бомбовая нагрузка доведена до 2 т.
Су-7БМ — модификация самолёта Су-7Б. Увеличен запас топлива (введением крыльевых баков), усилено шасси, установлено новое навигационное и прицельное оборудование, кабина приспособлена для полётов ночью.
Су-7БКЛ — модификация самолёта Су-7БМ. Применены колёсно-лыжное шасси, тормозной парашют увеличенной площади, стартовые пороховые ускорители (что позволило эксплуатировать самолёт с укороченных бетонированных и грунтовых взлётно-посадочных полос). Увеличены запас топлива и боевая нагрузка (до 2,5 т).

Метки: