авианесущий корабль — корабль (судно), на котором предусмотрено базирование и эксплуатация корабельных летательных аппаратов. Понятие «А. к.» включает корабли от многоцелевых авианосцев до кораблей (вспомогательных судов), имеющих на борту хотя бы один корабельный вертолёт.
Авианосец — А. к., обеспечивающий боевое использование летательных аппаратов (в основном. самолётов), управление их действиями, базирование, техническое. обслуживание и ремонт. Как новый класс надводных кораблей авианосцы появились в конце Первой мировой войны. Первые авианосцы, имевшие палубу для взлета и посадки самолётов, были переоборудованы из недостроенных линейных крейсеров. В 1914 успешно действовали гидросамолёты с английских авиатранспортов, а к 1918 в состав флота Великобритании вошли первые авианосцы, вооруженные истребителями, лёгкими бомбардировщиками и торпедоносцами. В составе русского флота в период Первой мировой войны находились авиатранспорты, специально приспособленные для спуска на воду и подъёма на корабль после посадки гидросамолётов. Авиатранспорты включались в боевые порядки корабельных соединений (эскадр) при выходе в море для выполнения боевых заданий. Однако роль авианосцев в вооруженной борьбе на море долгое время недооценивалась. Назначение их окончательно определилось только в середине 30?х гг. Оно сводилось к совместным боевым действиям с линейными кораблями. Поэтому строились большие бронированные авианосцы водоизмещением 20—25 тысяч т со скоростью хода до 30 км/ч, имеющие 50—85 самолётов. Серийное строительство авианосцев началось непосредственно перед Второй мировой войной. К началу войны их было: в США — 5, Великобритании — 7, Японии — 6, во Франции — 1. Примерно половину из них составляли корабли специальной постройки, половину — авианосцы, переоборудованные из кораблей других классов. В ходе Второй мировой войны авианосцы стали главной ударной силой флотов США, Японии и Великобритании, особенно в боях на Тихоокеанском театре военных действий. Использование палубной авиации позволило не только повысить динамику и эффективность вооруженной борьбы на море, но и распространить воздушную и минную угрозу на обширные пространства океанских и морских театров военных действий. В ходе Второй мировой войны было построено 194 авианосца, значит, часть которых была переоборудована из заложенных ранее линкоров, крейсеров и транспортных судов. Появились различные подклассы авианосцев: эскортные (конвойные), лёгкие, тяжёлые.
Конвойный авианосец предназначался для противовоздушной. и противолодочной обороны конвоев и ведения разведки. Водоизмещение до 24 тысяч т, мощность энергетических установок до 12 МВт, скорость до 20 узлов (37 км/ч). Вооружение: 25—30 самолётов, до 50 зенитных автоматов. Экипаж до 1000 человек. Авиационное оборудование включало полётную палубу длинной до 140 м, шириной до 32 м, 1—2 самолётоподъёмника, 1—3 катапульты взлётные, аэрофинишёры. Большая часть эскортных авианосцев была переоборудована из транспортных судов, не имевших бронирования. После Второй мировой войны все эскортные авианосцы были выведены в резерв и сданы на слом.
Лёгкий авианосец предназначался для противовоздушной обороны соединений боевых кораблей, конвоев, десантных отрядов, уничтожения кораблей (судов) противника в море, авиационной поддержки морских десантов. Водоизмещение до 20 тысяч т, мощность энергетических установок 30—70 МВт, скорость до 32 узлов (59 км/ч). Экипаж до 1400 человек. Вооружение: до 50 самолётов, около 70 зенитных автоматов калибра 20 и 40 мм. Эти корабли после Второй мировой войны были выведены из боевого состава флотов США и других стран Запада, некоторая их часть была передана другим странам. В 80?х гг. лёгкие авианосцы появились в некоторых странах НАТО; в зависимости от базирующихся на них летательных аппаратах они классифицируются как противолодочные авианосцы, крейсера-вертолётоносцы и др.
Тяжёлый авианосец входил в подкласс кораблей специальной постройки; предназначался для разгрома (уничтожения) соединений боевых кораблей, транспортов и десантных судов противника, завоевания господства в воздухе в районе боевых действий. Водоизмещение до 55 тысяч т, мощность энергетических установок 110—150 МВт, скорость до 33 узлов (61 км/ч). Вооружение: 90—100 самолётов, 12 орудий калибра 127 мм и до 120 зенитных автоматов малого калибра. Экипаж до 4000 чел. В 1952 эти корабли были переклассифицированы в противолодочные и ударные. Во второй половине 70?х гг. ударные авианосцы стали называть многоцелевыми.
Многоцелевой авианосец (рис. 1) предназначен для нанесения ударов по соединениям кораблей, конвоям, десантным отрядам, объектам на побережье и в глубине территории противника, поиска и уничтожения подводных лодок (ПЛ), авиационного обеспечения десантов и сухопутных войск на приморских направлениях, завоевания господства в воздухе, блокады морских районов и проливных зон. Водоизмещение до 95 тысяч т, мощность энергетических установок до 200 МВт, скорость до 35 узлов (65 км/ч). Вооружение: до 100 летательных аппаратов различного назначения, зенитно-ракетные комплексы малой и средней дальности, многоствольные системы малого калибра, более 20 радиолокационных станций различных типов и назначения, системы сбора и обработки информации, управления оружием. Экипаж до 6000 человек. Авнационно-технические средства такого корабля 90?х гг. с ядерной энергетической установкой включают полётную палубу со средствами обеспечения взлёта и посадки летательных аппаратов, ангар, палубные средства технического обслуживания, средства подготовки, транспортировки авиационного оружия, радиотехнические средства и др.
Полётная палуба длинной до 340 м и шириной до 80 м защищена бронёй с противоскользящим абразивным покрытием и включает зоны взлёта, посадки и паркирования летательных аппаратов, а также корабельные надстройки. На некоторых кораблях зоны взлёта и посадки совмещаются. Зона взлёта длинной около 100 м расположена в носовой части и оборудована двумя паровыми катапультами. Ещё две катапульты расположены в пределах участка торможения зоны посадки. Самолёты могут взлетать с интервалом 45 с (если на всех катапультах предварительно установлены самолёты, то взлёт их возможен поочерёдно через 15 с); ночью интервал существенно больше. Зона посадки, находящаяся с левого борта, выполнена в виде платформы, продольная ось которой в направлении от кормы к носу отклонена влево и составляет с диаметральной плоскостью корабля угол 10,5{{°}} на авианосцах США (около 8{{°}} на авианосце «Клемансо», Франция). Зона посадки состоит из кормового участка — от кормового среза полётной палубы до тормозного троса первого аэрофинишёра; участка размещения тормозных тросов аэрофинишёров и аварийного барьера; участка торможения — от троса последнего аэрофинишёра до носового среза палубы. Минимальная длина зоны посадки у авианосцев постройки 70?80?х гг. достигает 230 м.
Зона паркования предназначена для размещения летательные аппараты при их подготовке к полётам. В ней находятся системы, обеспечивающие летательные аппараты электроэнергией, топливом, жидкостями, газами, боеприпасами.
Ангарный отсек располагается под полётной палубой и занимает от 65 до 80% длины корабля по конструктивной ватерлинии, достигая 25% объёма корабля. На авианосцах 80?х гг. ангарный отсек в верхней части с бортов открыт, что улучшает условия содержания летательных аппаратов. Доставка летательных аппаратов на полётную палубу и спуск их в ангар осуществляется с помощью бортовых или палубных самолётоподъёмников. Время подъёма летательных аппаратов из ангара с помощью самолётаподъёмников 15 с. Запасы авиационного топлива на атомных авианосцах достигают 10 тысяч т, что обеспечивает непрерывное ведение боевых действий в течение 16 суток при четырёх вылетах в сутки всех имеющихся на борту летательных аппаратов.
На авианосцах 90?х гг., а также на летательных аппаратах устанавливается автоматическая радиотехническая. система посадки. Система может работать в автоматическом, полуавтоматическом. (выдерживание заданной траектории планирования по показаниям индикатора или по командам оператора посадочного локатора) режимах. Используется также и система оптической визуальной посадки. В автоматическом режиме система действует с дальности 8—14 км и выводит самолёт с расчётом захвата гаком троса третьего аэрофинишёра без вмешательства лётчика и позволяет заводить на посадку самолёты с интервалом 20 с.
Противолодочный авианосец предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок. В качестве противолодочных в некоторых странах используются устаревшие авианосцы периода Второй мировой войны (Аргентина, Бразилия) водоизмещением до 20 тысяч т, снабжённые полётной палубой, катапультой и рассчитанные на базирование и боевое использование до 20 противолодочных вертолётов и самолётов. Противолодочные авианосцы 1980?1985 имеют водоизмещение от 13 до 20 тысяч т, обеспечивают базирование и боевое использование 10—18 противолодочных летательных аппаратов. В носовой части могут иметь «трамплин» для взлёта самолётов с укороченным разбегом.
Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) предназначен для обеспечения боевой устойчивости корабельных группировок военно-морского флота от средств воздушного нападения и подводных лодок. Авиационно-технические средства советских ТАКР (типа «Киев», рис. 2) включают полётную палубу длинной 186 м и шириной до 24 м, расположенную под углом 7 к диаметральной плоскости корабля, состоящую из двух участков: взлётно-посадочного и технической позиции. На ТАКР могут базироваться самолет вертикального взлета и посадки типа Як-38, противолодочные и спасательные вертолёты Ка-25 или Ка-27. Водоизмещение ТАКР до 40 тысяч т, скорость до 30 узлов (56 км/ч). Вооружение: 7 пусковых ракетных комплексов, 2 спаренные артиллерийские установки среднего калибра и 8 малого, двенадцатиствольные реактивные бомбомётные установки. Экипаж 1300 человек. Советские ТАКР следующего поколения — «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» — имеет «трамплин», посадка самолётов обеспечивается применением тормозных устройств. Назначение этих ТАКР — противовоздушная оборона сил флота и прибрежных районов. Водоизмещение около 60 тысяч т, наибольшая длина 300 м, ширина 70 м, скорость до 30 узлов (56 км/ч), обеспечивается базирование до 60 летательных аппаратов различных типов и назначения. Этот ТАКР способен обеспечивать взлёт и посадку на него истребителей МиГ-29 и Су-27К.
Противолодочный вертолётоносец предназначен для поиска и уничтожения подводных лодок противника в назначенных районах или по курсу следования соединений кораблей, конвоев, десантных отрядов. Основное вооружение — корабельные противолодочные вертолёты (до 32). Водоизмещение до 40 тысяч т, скорость до 32 узлов (59 км/ч). Первоначально под вертолётоносцы переоборудовались устаревшие корабли, с середины 50?х гг. началось специальное их строительство. В 90?е гг. противолодочные вертолётоносцы имеются в военно-морских силах Великобритании и Испании.
Противолодочный крейсер (ПКР), крейсер-вертолётоносец. — корабль специальной постройки для поиска и уничтожения подводных лодок противника. Основное оружие — противолодочные вертолёты. Водоизмещение 14—15 тысяч т, скорость до 30 узлов (56 км/ч), экипаж 600—800 человек ; несёт 18—20 вертолетов. Вооружение: зенитно-ракетные комплексы средней и малой дальности, реактивные бомбомёты, гидроакустические комплексы. Полётная палуба обычно размещается в кормовой части корабля, имеет 1—2 вертолётоподъёмника, ангар. Два ПКР имеются в составе военно-морского флота нашей страны, крейсер-вертолётоносец — в военно-морских силах Франции (используется преимущественно как учебный корабль). По характеристикам и боевым возможностям близки к противолодочным авианосцам. Это направление строительства кораблей дальнейшего развития не получило.
Десантные вертолётоносцы (десантно-вертолётные корабли-доки, универсальные десантные корабли, плавучие базы вертолётов и др.) — А. к. для транспортировки и высадки с помощью вертолётов морских десантов, а также разминирования водных акваторий с использованием вертолётов-тральщиков. Появились в военно-морских силах США в 1955. Водоизмещение десантных вертолётоносцев от 9 до 39 тысяч т. Число принимаемых на корабль вертолётов от 6 до 26. Например, универсальный десантный корабль типа «Тарава» (рис. 3) имеет полное водоизмещение 39,3 тысячи тонн, ширина корабля 32,3 м, длина полётной палубы 250 м, её ширина 36 м, макс, скорость 24 узла (44 км/ч). Вооружение: 2 зенитные ракеты «Си спарроу», 3 универсальные артиллерийские установки калибра 127 мм и 6 автоматических пушек калибра 20 мм. Быструю высадку десанта (до 1800 морских пехотинцев с вооружением) обеспечивают 4 танко-десантных или 6 десантных катеров и транспортно-десантные вертолёты (до 26 вертолётов Боинг вертол «Си найт»). Для поддержки высадки десанта на борту этого корабля может базироваться до 10 самолетов вертикального взлета и посадки.
Большинство кораблей 80—90?х гг. (крейсера, эскадренные миноносцы, сторожевые корабли и др. ) имеют по одному (реже по два) вертолёта, предназначенных для выполнения обеспечивающих задач (разведка, классификация сомнительных контактов с подводными лодками, транспортные перевозки, доставки личного состава и др. ). Начало практического применения вертолётов на эсминцах и сторожевых кораблях относится к 50?м гг. На большинстве этих кораблей предусматривается палубный ангар, взлётно-посадочная площадка и система принудительной, посадки вертолёта к буксировки его в ангар. Это обеспечивает возможность эксплуатации вертолётов в условиях качки. Применение системы принудительной посадки позволяет использовать вертолёт при бортовой качке корабля до 30{{°}} и килевой до 8{{°}}. Впервые подобная система была установлена в 1963 на канадском эсминце «Ассини-бойн».
Оставить комментарий
Вам нужно войти, чтобы оставить комментарий.