Заправка летательного аппарата — заполнение ёмкостей летательного аппарата топливом, маслом, другими техническими жидкостями и водой, а также сжатыми газами («зарядка») в целях обеспечения работы силовой установки и других систем летательного аппарата. За исключением случая заправки топливом в полёте З. летательного аппарата производится в процессе подготовки его к полёту, а также при проведении регламентных работ и ремонта (например, пополнение или замена рабочей жидкости в гидросистеме) с помощью специальных средств наземного обслуживания, к которым относятся топливозаправщики, оборудование централизованной З., масло- и водозаправщики и т. д.
Применяемое для З. летательного аппарата топливом подвижное (топливозаправщики) и стационарное (системы централизованной З.) оборудование предназначается для доставки топлива к местам З. и закачки его с большой (до 1000 л/мин и более) подачей в баки летательного аппарата; при этом одновременно осуществляются операции, необходимые для соблюдения предусмотренной- паспортом кондиции заправляемого топлива (фильтрация, водоотделение), и контролируется его количество. Подвижный топливозаправщик представляет собой цистерну, смонтированную на автомобильном шасси или прицепе (полуприцепе) вместе с агрегатами для З. летательного аппарата топливом: насосом (с приводом от двигателя автомобиля или автономным), приёмо-раздаточной арматурой, системой фильтров, контрольно-измерительной аппаратурой, системой управления и средствами обеспечения безопасности (защита от пожара и от воздействия электростатических разрядов).
В комплект оборудования централизованной З. входят: станция, обеспечивающая приём топлива из стационарных аэродромных резервуаров, фильтрацию и регулируемую подачу топлива в систему раздаточных трубопроводов; сеть раздаточных трубопроводов, подводящих топливо к стационарным гидрантным колонкам; передвижные или стационарные заправочные агрегаты, обеспечивающие автоматическую дозировку подачи дополнительно профильтрованного топлива в баки летательного аппарата, а также возможность регулирования его давления и скорости заправки, Преимущество системы централизованной З. летательного аппарата топливом — значительное (в несколько раз) снижение стоимости доставки его от расходного склада горюче-смазочных материалов до баков летательного аппарата, а также лучшее очищение топлива от вредных примесей.
Непосредственно в баки летательного аппарата топливо подаётся через один или несколько раздаточных рукавов, снабжённых пистолетами для открытой З. (через верхние заправочные горловины баков) или специальными наконечниками для закрытой З. (под давлением с герметичным присоединением рукавов к нижней или верхней заправочным горловинам).
З. летательного аппарата топливом под давлением имеет значительные эксплуатационные преимущества перед открытой З. так как, она более удобна и существенно сокращает время З., особенно при большой вместимости топливной системы летательного аппарата; кроме того, исключается возможность попадания в баки посторонних включений, улучшаются условия пожарной безопасности и т. д. Однако необходимое для применения З., под давлением дополнительное оборудование топливной системы летательного аппарата (в том числе предохраняющее баки от повышения допустимого давления) усложняет конструкцию и приводит к некоторому увеличению её массы.

Метки:,